lb

Нахлыстовые катушки

Нахлыст — самый изысканный  способ поймать рыбу. Мерные взмахи легким гибким удилищем, яркий шнур, изящными петлями летающий над водой и удлиняемый с каждым размахом, миниатюрная искуственная муха, мягко ложащаяся точно туда, куда наметил рыболов… Красиво…
Добыча нахлыстовика в холодных чистых реках — хариус, форель, благородный лосось. В тихих равнинных водах нахлыстом успешно ловят голавля, окуня, язя, даже щуку, не говоря уже об уклее, плотве и красноперке.    Вполне закономерно, что в нахлыст приходят люди, которые прошли школу спиннинга и хотят новых впечатлений и новых побед.    Между тем, нахлыстовая снасть, и в частности  нахлыстовая катушка, о которой мы будем говорить дальше, принципиально отличаются от того, к чему мы привыкли в спиннинге.

Различие в задачах нахлыстовой и спиннинговой катушке принципиально: нахлыстовая катушка не участвует в забросе, проводка приманки также происходит без помощи катушки.   И только при поимке трофея нахлыстовая катушка помогает притормозить сход шнура и бэкинга.  ( бэкингом называют шнур - удлинитель, наматываемый под основной шнур. Он  нужен для удлинения снасти при сплаве мухи по течению и вываживании крупной сильной рыбы.)

Такие задачи накладывают на конструкцию нахлыстовой катушки свои требования: конструктивно она проще, чем безинерционная катушка для спиннинга.  Внешне нахлыстовую почти и не отличить от примитивной проводочной катушки, ну разве чуть посолиднее, побольше и пошире. Но вот цена…

Спрашивается, за что платит нахлыстовик, покупая такую катушку?

  1. Вместимость: катушка должна вмещать шнур и бэкинг, не забудем, что нахлыстовый шнур имеет немалый диаметр и длину.
  2. Конечно, тормоз. При ловле небольших голавлей, подъязков и прочей плотвы с красноперками, когда выбираемый шнур отпускается под ноги, тормоз ни к чему (разве что предохраняет шнур от перебежки при забросе),  а вот при поклевке толстой форели, крупного голавля, крупной щуки, не говоря уже о благородных лососях, надежный тормоз очень даже выручит.
  3. Баланс. Очень важная составляющая гармоничной снасти. Масса катушки непосредственно влияет не только на утомляемость руки (ведь для одного только разгона шнура нахлыстовик выполняет несколько взмахов), но и на управляемость снасти, возможность выполнить правильный,  точный заброс. В идеале  класс катушки должен соответствовать классу удилища  (и шнура), хотя производители обычно указывают класс катушки как 5/6, 7/9, и так далее.
  4. Различные особенности конструкции, например: автоматическая подмотка, многодисковый пробковый тормоз, мультипликатор, обгонная муфта, защита от морской воды, и многое другое.

Вместимость.

Естественно, нахлыстовая катушка  определенного класса должна вмещать шнур этого же класса и, вдобавок, бэкинг. Производители катушек обычно указывают, сколько  шнура  трех - четырех близких классов и удлинняющего бэкинга помещается на их шпуле. Для катушек легких классов (4-5) необходимости в длинном бэкинге нет, а вот катушки среднего класса, (6-7), уже должны вмещать 150-200 метров бэкинга, а катушки восьмого-девятого классов, предназначенные для морской ловли,  уже могут вмещать и до 300-400 метров удлинняющего шнура. Крупные сильные рыбы так просто не сдаются!
Следует заметить, что хранением шнура задачи катушки не ограничиваются: катушка еще и не должна  испортить дорогой шнур. Для этого   производители применяют передовые технологии : специальные коррозионностойкие покрытия в виде плёнок анодного напыления и т. д. Особенно тщательно подходят к обработке тех участков рамы катушки, через которые продёргивается шнур: кромки рамы скругляют и соответствующим образом профилируют, что увеличивает площадь контакта шнура и уменьшает нагрузку  на него.  Некоторы производители, как например: “House of Hardy”, “Abu Garsia”, устанавливают роликовые протекторы, служащие той же цели.   Можно быть уверенным, что современные нахлыстовые катушки надежно защищают шнур от повреждений.

Тормоз.

В отношении тормоза у нахлыстовиков часто встречаются прямо противоположные мнения:  одни уверены в абсолютной необходимости, другие  -  напрочь отвергают механический тормоз, полагаясь на умение притормаживать шпулю рукой . Правы, как всегда, и те и другие, тем более, что тормоза имеют разную конструкцию. Лёгкие катушки обычно оснащены тормозом - трещоткой .  Достоинство тормоза-трещотки: простота и безотказность. Недостаток  -  не слишком сильный тормозящий эффект и надоедливый треск. Конструкционно такие катушки давно уже достигли совершенства и некоторые модели выпускаются на протяжении десятков лет. И не теряют популярности, между прочим.

Пример устройства тормоза-трещотки.

Дисковый тормоз более сложен, но позволяет регулировать усилие торможения в широких пределах, что важно при ловле сильных рыб.

Пример устойства дискового тормоза.

Фрикционные диски выполняются из нержавеющей стали, карбона, фторопласта,  натуральной пробки.  Узел тормоза тшательно защищен от попадания воды, что сохраняет рабочие свойства независимо от неблагоприятных условий. Конечно, и тут присутствуют свои “подводные камни”.   Например, момент инерции, “startup”  по ихнему :)).   Это значит, что в момент  начала работы фрикционного тормоза  усилие на шнуре выше, чем отрегулированное , так как коэффициенты  “трения покоя” и “трения скольжения” фрикционной пары могут различаться в десятки раз.  Для легкой снасти с тонким поводком это может быть фатально… Производитель ищет выход из этой ситуации, подбирая пары  пробка-сталь,  сталь-фторопласт, пробка – углекомпозит…

Еще можно упомянуть катушки с гидротормозом  STH.
Эффект их работы залючается в рассеянии энергии при прохождении жидкости через препятствие в виде гребенки, отверстия и тому подобное.  Конструктивно такой тормоз выполнен в виде блока, в котором крыльчатка жестко связана с осью шпули и  вращается в некотором объеме, заполненном водой. Задумка не лишена изящества, хотя имеет очень существенный недостаток: на малых оборотах такая конструкция практически не тормозит, а по мере раскрутки тормозное усилие увеличивается, хотя должно зависеть только от настройки.

Есть еще некоторые тонкие места в конструкции тормоза нахлыстовых катушек. Скажем, если тормоз-трещетка на катушках легких классов из-за своего небольшого усилия практически не мешает  подмотке шнура , то на катушках среднего и тем более, тяжелого класса, тормозное усилие может здорово осложнить  вываживание рыбы.  В конструкцию вводятся храповые муфты, отключающие сцепление тормоза со шпулей  в зависимости от направления вращения шпули.  Так устроены тормоза катушек  Tibor, Abel, G.Loomis, Lamson .

Баланс.

О правильном балансе можно сказать, что слишком тяжелая катушка на легком удилище не только оттянет руку за день ловли, но и не даст удилищу раскрыть все свои качества по разгону шнура и испортит Вам всю рыбалку.  Очень может быть, что после неудачного опыта вся снасть займёт “почетное” место в кладовке…   При покупке катушки крайне желательно иметь возможность установить её на удилище и сделать хотя бы несколько пробных взмахов. Есть и такой способ определить  баланс: смотать с катушки 15-17 метров шнура (обычный недальний заброс),
свернуть его в бухточку, подвесить бухточку под вершиной удилища и взять удилище в руку.  Центр тяжести должен быть близок к катушке.    Благодаря техническому прогрессу удилища ультралегкого и легкого классов,  т.е., 4-5,  действительно очень легки (60-70гр.), и катушки для них так же должны быть легкими, что бы снасть получилась сбалансированной.

Classic Machined Fly Reel.  ВЕС ПРИМЕРНО 62 ГРАММА.

Особенности конструкции.

Еще катушки различаются по способу работы со шнуром. Некоторые из них, так называмые, автоматические, подматывают шнур с помощью предварительно растянутой пружины (по типу рулеточной). Надо сказать, что в настоящее время такие катушки производятся немногими фирмами, так как длина пружины ограниченна и катушка не в состоянии сдать и затем подмотать более тех же 15-17 метров, а этого очень часто недостаточно. Кроме того, они имеют немалый вес. В настоящее время почти не употребляются.

Mitchell 710 Automatic

Катушка-автомат, подмотка шнура с помощью специального рычажка.

Гораздо более распространены катушки с простой подмоткой, но и они дают простор конструкторской мысли.  Весьма часто возникает потребность быстро смотать далеко выпущенный шнур, например  когда рыба повернула в сторону рыболова и мчится к берегу.  Очень давно была предложена конструкция с промежуточной шестерней, увеличивающая скорость подмотки шнура
в 1,6  -   2 раза.  (Battenkill High - Speed Retrieve - одна из таких катушек ).

Практически мультипликатор.   Недостаток -усложнение  конструкции и малая мощность . Помните золотое правило механики?   “Выигрывая в скорости, теряем в мощности”.  Но на катушках легких классов такой механизм вполне имеет право быть.

Шпули LA

Стремясь сохранить мощность и повысить скорость подмотки шнура, конструкторы нашли изящное решение — увеличенный внутренний диаметр шпули.  Такие шпули у законодателей нахлыстовой моды  имеют обозначение   LA  (large arbor  «большая беседка», оригинально.)  Простое и изящное решение, вес катушки увеличивается незначительно, а скорость  выше, чем у простых катушек.
Шпули LA  имеются  на катушках многих солидных фирм — производителей, или входят в комплект как запасные, примеров таких производителей масса: Orvis “Vortex”, Orvis “Battenkill Large Arbor”,U.L.A., Loop, “Evotec”…
Катушка  Vision Koma.  Шпуля L/A.

Антиреверсные катушки.  ( A/R).

Для любителей комфортной ловли придуманы катушки, в которых  связь ручки подмотки со шпулей происходит через обгонную муфту, знакомую спиннингистам по их безинерционным катушкам: при потяжке рыбы ручка катушки стопорится и работает фрикционный тормоз.   В иностранной литературе их еще называют подшипниками одностороннего действия, “one way bearing” .

Цена.

Из всех вышеперечисленных факторов и складывается стоимость нахлыстовой катушки. Если же говорить более конкретно, то имеет место быть следующее деление:

Дешевые модели (ценой около 30у.е.) изготавливают из карбон-содержащих пластиков, часто на латунной оси, с тормозом трещеткой.
White River Fly Shop® Dogwood Canyon® Disc Drag Fly Reel 4-6 класс
Цена 35у.е.

Катушки средней ценовой категории, около 100 тех же “условных” единиц, делают из штампованного алюминия с анодированным покрытием, зачастую с фрикционным тормозом, со шпулей  LA, с функциями “one way bearing”, A/R.  Они достаточно удобны для самых разных условий ловли и могут прослужить Вам долго.
FLYCRAFT FC56

1.        2 шариковых подшипника из нержавеющей стали + 1 роликовый        подшипник.    Антиреверс
2.        Алюминиевая шпуля CNC холодной ковки
3.        Алюминиевый CNC корпус обработанный на станке
4.        Тормоз с микрорегулировкой
5.        Легко преобразовывается для правой или левой руки
6.        Вес 162г.
7.        Цвет катушки - gunsmoke
8.        Передаточное отношение 1,0 : 1
9.      Диаметр: 87мм
10.      Емкость шпули 5WF+48m

Цена 85 у.е.

Vision Koma

1. Обработанная комбинированным способом алюминиевая катушка
2. Легко изменяемое направление правой/левой намотки
3. Плавный дисковый тормоз с высоким тормозящим действием
4. Мягкая пенополиуретановая ручка
5. Изготовляется в цвете shampagne и черный
6. Цена 75у.е.

Катушки “старшей” ценовой категории, от нескольких сотен долларов и до многих тысяч  -  это предел совершенства. Они оснащены всеми возможными усовершенствованиями, их тормоза полностью герметизированы, материалы и качество изготовления великолепны. Можно сказать  -  проект на всю жизнь…
Vision  Renfors
1. Детали из латуни;
2.Глубокая шпуля для увеличения емкости;
3.Обгонная муфта, сделанная в Японии;
4.Двойное анодирование с высокой степенью полировки, ручная доводка;
5.Прецизионная механическая обработка шпули из высококачественного алюминия;
6.Мягкая и мощная   дисковая (графит/нержавеющая сталь) тормозная система;
7.Классическая деревянная ручка.
407 у.е.

Заключение

Вот примерно так обстоят дела с особенностями нахлыстовых катушек. А выглядят они так похоже на простые проводочные…  Вот бы столько и стоили…  Увы, сложность и разнообразность условий применения нахлыстовых катушек диктуют сложность и разнообразие их конструкции. Да, еще есть такая штука, как престиж…   Слаб человек, и хочет не только функциональную, но и престижную вещь! Тут  и ловят его фирмы, производящие катушки. Мегагигакосмические технологии, компьютерная балансировка, обработка деталей на станках с числовым программным управлением и многие-многие рекламные ходы завлекают потребителя к приобретению именно  ХИТА СЕЗОНА!     И  трате немалых денег…

К чести солидных фирм с устоявшейся репутацией (House of Hardy”, Loop, и другие)  нужно сказать, что в их ассортименте есть  катушки весьма высокого качества и за разумные деньги. Нужно только поискать в каталогах и интернете и сравнить. А здесь мы только хотели дать общий обзор конструкций и функций нахлыстовых катушек.

Нет слов, прогресс вещь необходимая, но стоит помнить, что ловит рыбу человек, а не инвентарь.  

И к выбору новой (или первой) катушки для нахлыста нужно подходить с трезвой головой, зная условия, в которых будет происходить ловля и возможности, которые для этого предоставит та или иная модель нахлыстовой катушки.

rb